четвер, 6 серпня 2015 р.

Конфликты. Конструктивное общение – оптимальный выход из конфликтной ситуации.

Конфликты. Конструктивное общение –  оптимальный выход из конфликтной ситуации.
Одним из факторов, которые негативно влияют на эмоциональное состояние, как педагогов,  так и детей являются конфликты. В нашей жизни они присутствуют всегда, но как мы ведем себя в них, а также как и с какими последствиями выходим из них,  во многом зависит от  нашего умения гармонизировать взаимоотношения с участниками конфликта.
В нашей гимназии уделяется большое внимание благоприятному эмоциональному состоянию, как в преподавательском, так и ученическом коллективе. Проходят тренинги и семинары по обучению педагогов саморегуляции, конструктивному общению, выходу с минимальными эмоциональными потерями из конфликтных ситуаций и т.д.
На одном из таких занятий и проходивших в гимназии, педагоги попытались научится управлению и минимизации конфликтов. Педагоги сами разбирали, находили правильные решения, учились идентифицировать конфликты, и в зависимости от типа применять определенные действия для их устранения. Педагогам были даны ряд рекомендаций и правил.
Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя — что следует сделать, как должно делать.
1. Приказы. Команды. Указания. «— Выплюнь сейчас же резинку!» 2. Предостережения. Угрозы. «— Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!» 3. Нотации. Проповеди. «— Ты бы лучше учился, а не за девочками подгляды¬вал!» 4. Поучения. «— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!» 5. Советы. Предписания. «— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!»
Подавляющие замечания. Они смешивают ребенка с грязью, снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содер¬жат оценку, осуждение, критику, насмешку.
1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление. «— Как только кто-то подрался, я всегда знаю — в этом замешан Петров!» 2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация. «— Вы скачите, как стадо диких бизонов!» 3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование. «— У вас что, какие-то проблемы с пониманием моих слов?» 4. Поощрение. Положительное оценивание. «— Гриша, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!» 5. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление. «— Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый сериал, но занятия в школе еще не закончились, не забывайте этого!» 6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование. «— На что ты надеешься на экзамене, когда ты пропустила столько занятий?»
Независимо от того, каков будет эффект подавляющего замечания — он никак не повлияет на поведение ребенка. Ученик раскодирует скрытое сообщение — «Ты-плохой».
  Косвенные замечания включают в себя насмешку, сар¬казм, поддразнивание, развлекающие замечания. «— Первый раз я работаю с классом обезьян!» «— Ну что, Васечкин, вызывать тебя сегодня бес¬смысленно, да?»
Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так как чувствуют, чем чреваты предписывающие и подавляю¬щие. Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект — приучение школьника к дейст¬виям «исподтишка». Все эти выражения содержат скрытое сообщение «Ты-плохой». «— Перестань! (Команда)» Раскодирование: Ты — плохой, потому что не понима¬ешь, что следует остановиться. «— Лучше успокойся, а то... (Угроза)» Раскодирование: Ты-плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.
В общении с ребенком следует использовать трехчастное замечание, которое не содержит обвинения, оценки, морализирования, предписания, оценки. Учитель не сообщает о своем восприятии ситуации в этой первой части. Первая часть замечания должна содержать только описание фактов и ничего более. И всегда должна начинаться с «Когда». Это необходи¬мое условие.
Вторая часть трехчастного замечания является самой сложной. В ней описывается тот конкретный и ощутимый эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное в пер¬вой части для учителя. Если ребенок согласится с тем, что результаты его поведения создают проблему для учителя, он получает основания для изменения своего поведения.
Третья часть безоценочного замечания сообщает ученику о тех чувствах и эмоциях, которые испытывает учитель в результате того эффекта, о котором сообщалось во второй части. «— Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание ситуации), возникает сквоз¬няк и на меня сильно дует (значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (чувства)».
Делая безоценочное замечания, вы фокусируете внимание на специфическом поведении. Делая замечания со скрытым сообщением «Ты-плохой» - вы фокусируете внимание на лично¬сти ученика. В первом случае ребенок чувствует, что его принимают, во втором случае — нет.
Затем с педагогами был проработан кодекс поведения в конфликте. И рекомендована семнадцатишаговая последовательность действий разрешения конфликта.
1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта не удастся защитить свои интересы. Оценить возможные последствия конфликта для меня.
2-й шаг. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Реальнее самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или не проиграю.
3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.
4-й шаг. Настроиться на решение проблемы путем сотрудничества либо компромисса.
5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы. То, что он их отстаивает, так же, как и я защищаю собственные интересы.
6-й шаг. Рассмотреть конфликт со стороны. Увидеть сильные стороны, частичную правоту двойника оппонента и слабые стороны частичную неправоту моего двойника.
7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он  хочет добиться. Увидеть за внешней картиной конфликта его скрытую суть.
8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять.
9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.
10-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов моих и оппонента. 3-4 варианта решения проблемы.
11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, чтобы максимально смягчить конфликт. Это создает основу для последующего разрешения противоречия. 3-4 варианта частичного решения.
12-й шаг. Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.
13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них. Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.
14-й шаг. Открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта..Основа техники открытого разговора положена идея достижения компромисса, где мы идем по пути постепенного сближения.
15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.
16-й шаг. Оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.
17-й шаг. Оценить поведение других участников конфликта, с моей и его стороны. Конфликт тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

Немає коментарів:

Дописати коментар