вівторок, 11 серпня 2015 р.

Воспитание гражданской позиции через воспитание любви к родному краю во внеурочное время

Воспитание гражданской позиции через воспитание любви к родному краю во внеурочное время

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
К.Д. Ушинский
С воспитания любви к родной школе, к отчему краю, с формирования гражданского самосознания, с формирования осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре ответственности за судьбу Родины начинается воспитание патриотизма и гражданственности.
Современная жизнь с ее социально экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. И задача педагогического коллектива и в частности классного руководителя сделать все, чтобы ребенок чувствовал себя в школе хорошо. Всё это нужно учитывать в воспитательной деятельности во внеурочное время.
Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности. Внеурочная работа  в классе – это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи. В этой форме в классе осуществляется работа с различными категориями детей: одаренными, слабо успевающими, имеющими различные проблемы.
Планирование  внеклассной деятельности классным руководителем  в классе должно проходить совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
При этом акцент делать на воспитание любви к родному дому, природе,
культуре малой Родины. … Воспитание любви к родине начинается с воспитания любви к своему краю. Целью работы классного руководителя в этом направлении является формирование у воспитанников осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю. Патриотическое воспитание сегодня как никогда значимо, рост бездуховности и преступления в сфере молодежи не может не вызвать беспокойства за будущее страны возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях.
Цель воспитательной работы школы - создание условий для внеурочной доброты, гражданственности, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа.
Для достижения указанной цели должны решаться следующие задачи:
создание условий для развития творческих способностей во внеурочной деятельности и реализация их в сотворчестве с взрослыми и товарищами;
создание условий для привлечения каждого ученика к культурному досугу;
создание условий для воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества и родного края;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников;
создание условий для сплочения коллектива для совместной творческой деятельности.
Принципы внеклассной деятельности
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.
 Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.
Принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
Принцип деятельности. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, предметные декады по предметам, конкурсы «почемучек», КВН.
Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.
Принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение.
Принцип сотворчества. Сотрудничество в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся может служить возможность проявления инициативы в порученном деле.
Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности.
Применяя в работе данные принципы мы должны получить следующие результаты:
- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их      потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;
- повышение культурного уровня детей;
- снижение социальной напряженности в семьях учащихся;
- снижение уровня правонарушений среди учащихся класса;
-формирование благоприятной среды;
-рост эффективности  использования различных образовательных и воспитательных технологий.
Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.


Модель взаимопереходов учащихся в школе от одной деятельности к другой.
Внеурочные   мероприятия   Детская общественная организация      Ученическое самоуправление   Дополнительное образование




 Данные взаимосвязи обеспечивают важные преемственные процессы взаимопереходов школьников от одной деятельности к другой. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, возможность приобретения большего количества полезных знаний, умений, навыков, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество детей и как следствие, влияет на повышение эффективности образовательного процесса.

Немає коментарів:

Дописати коментар