середа, 5 серпня 2015 р.

Найти свой путь

Найти свой путь
(профориентационное мероприятие - классный час для младших подростков)

Аннотация:
Цель данного мероприятия – создать  ситуацию привлечения учащихся к теме осознанного выбора профессии, в том числе и за счет использования ресурсов интерактивного пространства, оказать содействие в возникновении познавательного интереса к проблеме выбора профессии, определить профессиональные склонности учащихся.

Продолжительность: 1 урок – 45 минут
Класс: 5 - 6
Технологии: информационно-коммуникационные технологии (с применением материалов мультимедийной презентации в Power Point 2007 (электронный плакат)), технология сотрудничества, диагностирование.
Цели и задачи:
- привлечение интереса учащихся к процессу профессионального выбора;
- привлечение внимания к многообразию профессий, сложностям в выборе профессии;
- знакомство с типами профессий;
- выявление предрасположенности учащихся к определенным типам профессий.
- развитие познавательной активности учащихся (формирование стремления к новым знаниям, сведениям; желания освоить новые умения; навыка совершенствовать то, что уже имеется);
- формирование самоконтроля, адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
- воспитание доброжелательности, терпимости в отношениях с окружающими,  чувства взаимопомощи и товарищества;
- сплочение классного коллектива; формирование умения работать в группе.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы сети Интернет; при наличии интерактивной доски частично возможно использование материалов электронного плаката «Выбираем профессию»
Оборудование: проектор, экран или интерактивный программно-аппаратный комплекс. Заранее готовятся бланки для ответов к опроснику ДДО Е.А. Климова (приложение 3), бланки с утверждениями (приложение 1).
Оформление доски:
- тема «Найти свой путь»;
- график/диаграмма, в которые будут заноситься количество выборов по предложенным утверждениям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты, достигаемые в ходе занятия
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Проговаривать последовательность действий.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, информацию из сети Интернет, полученную с помощью родителей и учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса, сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
- выделять существенные признаки понятий;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать выводы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Беседа (введение в урок).
Психолог.
Выбор профессии – дело серьёзное. Ведь на работе человек обычно проводит 8 – 9 часов в день, т.е. треть жизни. От того какой будет эта треть – скучной, тоскливой или интересной, захватывающей, зависит от вас. Как вы думаете, что должно быть определяющим при выборе профессии?
Отметьте в списке три наиболее значимых утверждения (приложение 1):
Работа должна приносить стабильный материальный доход
Работа должна приносить радость, нравиться
Работа не должна быть очень тяжелой, трудной, так как здоровье – главное
Работа не должна забирать все время, важно, чтобы оставалась возможность позаботиться о своем доме и домашних
Работа должна приносить славу, известность
Работа должна быть перспективной: давать возможность стать начальником, руководителем
Работа должна помочь человеку реализовать свои способности и таланты
Работа должна давать возможность почувствовать свою нужность, полезность для людей
Попробуем сравнить ваши ответы друг с другом. Я называю утверждение, а вы поднимаете руки, если выбрали его. Считаем таким образом количество согласных с тем или иным ответом.
Психолог отмечает на классной доске на графике/диаграмме количество выборов того или иного утверждения.
Итак, самыми популярными ответами в вашем классе стали следующие (психолог их перечисляет).
А как вы понимаете выражение «престижная» профессия? Ответы детей.
А вы знаете,  где и кем вы хотите работать? Ответы детей.
2. Диагностика. Для определения профессиональной ориентации, выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий воспользуемся следующей методикой (Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова). Она представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений (приложение 2). Вам необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования выявляется ориентация человека на 5 типов профессий по классификации Е.А.Климова: человек – природа; человек – техника; человек – человек; человек – знаковая техника, знаковый образ; человек – художественный образ. Итак, вы отмечаете на бланках кружочком или «+» подходящую для вас работу (приложение 3).
После проведения диагностики необходимо дать отдых глазам.
3. Упражнения для профилактики нарушения зрения укрепляют мышцы век, способствуют улуч-шению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучша¬ют циркуляцию внутриглазной жидкости. (Плотно закрывать и широко открывать глаза 4 - 5 раз подряд с интервалом 15 с. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.  Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо. Закрыть глаза. Массировать веки круговы¬ми движениями пальца 4 - 5 раз. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1—2 с снять паль¬цы с века. Повторить 3 - 4 раза).
4. Беседа. Психолог дает краткое описание типов профессий (приложение 4).
Название типов профессий:
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» – все технические профессии;
«человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» – все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Психолог подсчитывает, сколько человек отнесли себя к тому или иному типу профессий, предлагает учащимся индивидуальную консультацию.
5. Заключение. В заключение послушайте байку про лотерейный билет.
Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался, но вот только была у него мечта: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью почти каждый день он ходил в церковь, свечку ставил Николе-Угоднику, просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею». И так он истово молился не раз, не два, а сотни раз, что уже не могли равнодушно смотреть на это Архангелы. «Господи, да помоги ты ему, - обратились они к Богу. Чего тебе стоит, а он еще больше в вере укрепится». «Да помог бы я ему уже давно. Сам смотреть не могу, как он мучается, - ответил Всевышний, - только он хоть бы один лотерейный билет купил».
Мораль: если человек не готов сам приложить усилия, чтобы достичь желаемого, никто за него это не сделает.
Поэтому учитесь, развивайте свои способности, кругозор, берегите здоровье, закаляйтесь – одним словом, готовьтесь к овладению будущей профессии. А мы с вами встретимся в старших классах и поговорим о профессиях подробнее.
6. Рефлексия (обратная связь)

Информационные источники
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы  практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: разумный выбор, правильное решение / А.Г. Макеева; под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64 с. (с. 33 – 35)
Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. (с.121-122)
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8 – 11 кл. общеобразов. учреждений  / М.С.Гуткин, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др./ Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – М.: Просвещение, 1998. – 191 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Фамилия, имя __________________________________________________________
1. Работа должна приносить стабильный материальный доход
2. Работа должна приносить радость, нравиться
3. Работа не должна быть очень тяжелой, трудной, так как здоровье – главное
4. Работа не должна забирать все время, важно, чтобы оставалась возможность позаботиться о своем доме и домашних
5. Работа должна приносить славу, известность
6. Работа должна быть перспективной: давать возможность стать начальником, руководителем
7. Работа должна помочь человеку реализовать свои способности и таланты
8. Работа должна давать возможность почувствовать свою нужность, полезность для людей
Приложение 2
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
Назначение теста
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе, наборной машине)

На бланках вы отмечаете кружочком или «+» подходящую для вас работу.

Приложение 3
Бланк ответов
человек-природа (Ч-П) человек-техника (Ч-Т) человек-человек (Ч-Ч) человек-знаковая система (Ч-З) человек-худож.образ (Ч-Х)



10а
11а
13б
16а
20а



11б
14а
17б
19а



12а
14б
16б
18а


10б
12б
15а
19б
20б



13а
15б
17а
18б
сумма: сумма: сумма: сумма: сумма:

Приложение 4
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа»
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
животные, условия их роста, жизни;
растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника»
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система»
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение;
логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек»
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
умение убеждать людей;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей.

Немає коментарів:

Дописати коментар