пʼятниця, 31 липня 2015 р.

Урок литературного слушания в 1 классе

Урок литературного слушания в 1 классе
Тема: В. Чаплина «Мушка»
Перечень учебного материала: «Учебная хрестоматия. Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, «Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, пословицы

Оборудование:  ¼ белого листа и цветные карандаши для каждого ученика; ПК, проектор, экран; степлер.

Ход урока:

I. Вступительный этап. (На данном этапе идёт формирование учебного умения: умения работать с учебной книгой)
Учитель. – С каким новым произведением мы сегодня познакомимся?
Дети с помощью учебного пособия определяют название: читают заглавие и определяют авторскую принадлежность.

II. Упражнения по формированию специальных умений. (Учебные умения: формирование читательских умений (называть фамилию автора и заголовок ещё непрочитанного произведения)
Учитель. – Обозначьте на своих листочках-обложках автора и заглавие данного произведения.
Дети записывают в верхней части листка В. Чаплина, а в нижней – «Мушка».
Учитель. – Давайте проверим, что у вас написано. Назовите автора. Заголовок. (Проверка осуществляется одновременно с экраном, на котором учитель выводит правильную информацию)
Учитель. – А что вы не изобразили? Почему?
Дети. – Заместителя жанра. Потому что, не прочитав произведения, мы не сможем определить жанр.
Учитель. – Итак, я вам читаю, а вы слушаете.

III. Слушание произведения. (Учебное умение: слушать и слышать читаемое)

IV. Выявление первичного восприятия произведения. (Учебные умения: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Учебная задача: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам)
Учитель. – Поделитесь впечатлениями об услышанном. Что вам понравилось? Что не понравилось? Что удивило? Какое чувство вызвало это произведение? (жалость, радость, восторг, страх)?

V. Упражнения по формированию специальных умений. (Формирование читательских умений: определять жанр и тему услышанного произведения; учебная задача: закрепить понятие «рассказ»,  учить определять особенности рассказа)
Учитель. – Что я вам прочитала: сказку, пословицу, рассказ, стихотворение?
Дети. – Рассказ.
Учитель. – Докажите, что это рассказ.
Дети. – История правдивая. События происходят очень быстро.
Учитель. – Обозначьте заместителя. Какого заместителя вы изобразили?
Дети. – Прямоугольник. (На экране – прямоугольник)
Учитель. – О ком этот рассказ?
Дети. – О собаке. О девочке и собаке.
Учитель. – Закрасьте прямоугольник. Каким цветом вы воспользовались? Почему?
Дети. -  Это рассказ о детях, значит используем жёлтый цвет. Рассказ о животных, значит раскрасим коричневым цветом. Это рассказ о девочке и собаках, значит нужно закрасить половину фигуры жёлтым цветом, а вторую половину – коричневым.
Учитель. – Прочитайте по своим обложкам название произведения.
На экране и у детей обложки, которые имеют такой вид:


В. Чаплина


Мушка
 




Дети. – Мы прочитали рассказ В. Чаплиной «Мушка». Этот рассказ о дружбе детей и животных.

V. Повторное чтение. (Учебная задача: развитие внимания к содержанию произведения. Учебное умение: слушать и слышать читаемое)
Хорошо читающие дети читают по абзацам цепочкой.

VI. Упражнения в чтении. Лексическая работа. (Учебная задача: овладение одному из основных видов чтения – изучаемым; обогащение словарного запаса) 
Учитель. – Некоторые слова и выражения могли показаться вам непонятными. Поработаем над их лексическим значением. (На экране
появляются слова. Дети их читают и объясняют их значение. Учитель читает предложение, в котором встречаются трудные для понимания детей слова).

заводить (в доме собаку) – брать в дом, держать;
тугим  (колечком завивался хвостик)  плотным, крепко закрученным;
очень забавная собачка – интересная;
собака растерялась – не знала, как поступить от неожиданности;
загородить (девочку) – закрыть собою;
подоспел (хозяин)   пришёл вовремя, в нужный момент.

VII. Работа с содержанием произведения. (Учебные задачи: учить выражать своё отношение к героям и их поступкам; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); воспитывать любовь и заботливое отношение к животным; учить составлять план и пересказывать подробно; овладение поисковым чтением. Учебные умения: формирование первоначального умения анализа произведения; высказывать своё отношение к героям и их поступкам; участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других; пересказывать подробно отрывок рассказа)

В ходе беседы, дети называют слова, характеризующие Мушку с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  которые учитель фиксирует на доске.
Учитель. – Откройте тетради на с. 36, задание №1. Назовите героев рассказа. Подчеркните.
Учитель. – Как начинается рассказ?
Дети. – Люда принесла домой маленькую чёрную собачку.
Учитель. – Как назвали собачку?
Дети. – Мушка.
Учитель. – Почему ей дали такое имя?
Дети. – Мушка – это маленькая муха. Собачка тоже была маленькой.
Учитель. – Давайте составим схематический план. Вы на обратной стороне листочка, а я на экране.


Люда и Мушка
 





Учитель. – Задание №2 (по тетради). Как выглядела Мушка? Прочитайте.
Дети. – Она была грязная, худая и хромала. Была забавная, но пугливая.
Учитель. – С кем её сравнивали во дворе? (с зайцем). Почему? (всего боялась). А почему она всего боялась?
Дети. – Когда она жила на улице, её обижали. У неё не было хозяина, её никто не любил.
Учитель. – Давайте отметим следующую часть. Как её назовём?


Во дворе

Люда и Мушка
 





Учитель. – Как изменилась Мушка, пожив некоторое время в доме?
Дети. – У неё шёрстка стала пушистой, блестящей. Она перестала хромать. Хвостик завивался тугим колечком. Стала забавной. За ней ухаживали, её любили, и она знала, что доставляет радость тем, кто был её другом.
Учитель. – А какой Мушка показана в конце рассказа?
Дети. – Храброй, смелой.
Учитель. – Какой поступок это доказывает? Давайте прочитаем. (Читают вслух дети).
Учитель. – Почему маленькая, пугливая собачка бросилась на большую страшную собаку?
Дети. – Преданность, любовь к девочке.
Учитель. – Перестала ли бояться Мушка эту собаку? (нет)
Учитель. – Прочитайте, как она себя вела в этот момент. (дрожа от страха)
Учитель. – Почему Мушка вынуждена была преодолеть свой страх? 
Дети. Люда, её хозяйка, которая Мушку так любила и защищала, теперь сама нуждалась в защите: девочка упала, а собака уже собиралась её покусать.
Учитель. – Какой показана собака, в поединок с которой вступила Мушка? Дети. Огромная серая собака, бросившаяся к детям и испугавшая их. Дети испугались и побежали.
Учитель. – Почему большая собака отступила перед маленькой? 
Дети. Она удивилась её храбрости: дрожащая от страха собачка «не отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку».
Учитель. – С чем автор сравнивает Мушку, подчёркивая, что силы неравные?
Дети. С маленьким чёрным шариком, а та собака огромная.
Учитель. – Как же мы можем охарактеризовать этот поступок собачки?
Дети. Она совершила подвиг. И толкнула её на этот подвиг любовь.
Учитель. – Как озаглавим эту часть?

Люда и Мушка

Во дворе

Злая собака и Мушка
 







Учитель. – Обратите внимание на слова, которые я выписала на доску: лапка, кусочек, колечком, маленький, шарик и т.д. Их в рассказе очень много. Почему? 
Дети. – Автор хотел показать своё доброе, ласковое отношение к Мушке. Они вызывают и наше отношение к Мушке.
Учитель. – Что можете сказать о Люде? Достойна ли она того, чтобы ради её спасения Мушка рисковала собою? Докажите, что сначала Люда защищала собачку не менее самоотверженно, чем потом Мушка её. 
Дети. Мама Люды не хотела оставлять собачку: и так много было забот, но дочь плакала, упрашивала, и маме пришлось сдаться.
Учитель. –  Что же можно сказать о девочке? Какой вывод сделать? 
Дети. Люда добра, способна к состраданию. Она приютила бездомную собачку. Девочка заботилась о своей питомице, делилась даже конфетами, играла с ней, гуляла. Люда любит животных.
Учитель. – Чем заканчивается рассказ. Прочитайте. Как назовём эту часть?


Люда и Мушка

Во дворе

Злая собака и Мушка

 Мушка
 

Учитель. – О чём же хотела сказать нам автор этим рассказе? Попробуем сделать вывод.
Вывод: В трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту Люды.
Учитель. – Давайте попробуем пересказать отрывок, который вам показался наиболее интересным.
Пересказ отрывков.

VIII. Упражнения в чтении. (Учебная задача: овладение чтением вслух, привитие интереса к чтению, слову) 

На экране выводятся пословицы:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Один в поле не воин.
Учитель. – Прочитайте молча. Выберите ту, которая подходит к рассказу.

IX. Рекомендации.
Учитель. – Найдите книги о дружбе детей и животных, придумайте историю о своём домашнем любимце, нарисуйте рисунок (по желанию).

X. Итог урока.
Учитель. – Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке.
Какова главная мысль рассказа?
Оформление книжки-самоделки с помощью степлера.


     

Немає коментарів:

Дописати коментар