четвер, 27 червня 2013 р.

Заседание клуба «Окно в мир прекрасного»

Заседание клуба «Окно в мир прекрасного»

Цель. Ввести учащихся в мир прекрасного, показать многообразие форм и средств при передаче красоты окружающего мира, развивать речь детей, её выразительность, наблюдательность, прививать эстетические чувства, любовь к природе, родному краю, доброжелательность, воспитанность.
Оборудование. Проигрыватель, пластинки, подборка репродукций картин известных художников с изображением зимней природы, диапроектор, диафильм, выставка книг, рисунки детей.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы открываем очередное заседание клуба «Окно в мир прекрасного». Попробуем в каждом предмете, окружающем нас явлении увидеть что-то необычное, яркое, интересное.
Инсценировка.
(Идут два мальчика и разговаривают между собой).
1- й мальчик. Посмотри, какое небо! Просто поэзия!
2- й мальчик. Нет, поэзия только в книжках бывает. Поэзию только поэты пишут.
1- й мальчик. А вот и нет. Поэзия и в книжках, и в природе, и в музыке, и в рисунках, в картинках и даже в танцах. А у нас вокруг сколько поэзии! Вот послушай.
Снежинка
Светло-пушистая снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною легко проносится,
Не в высь лазурную, на землю просится.
Но вот кончается дорога дальняя.
Земли касается звезда хрустальная.
Лежит пушистая снежинка смелая.
Какая чистая, какая белая!
Константин Бальмонт
2- й мальчик. Да, красиво. Наверное, поэзию пишет природа. А поэты только записывают.
1- й мальчик. Не только поэты, но и художники, музыканты. Правда?.. (Обращается к учителю).
Учитель. Конечно же, красота природы, окружающего мира воодушевляет многих. Поэты пишут стихи, музыканты своё восприятие мира отображают в музыке, а художники изображают увиденное на холсте. А знаете ли вы, ребята, какого цвета снег? (Ответы детей).
Если быть очень внимательным, то можно заметить, что снег не всегда одинаковый! Посмотрите на репродукцию картины Аркадия Пластова «Первый снег». (Демонстрация картины через диафильм).

А. Пластов «Первый снег»
Что вы можете сказать о ней? Какие чувства она у вас вызывает?
(Описание картины учащимися).
Падает первый снег... От картины словно пахнет нежной свежестью. Снежинки сыплются с серого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Двое деревенских ребят - девочка и её младший братишка выбежали на крыльцо, чтобы порадоваться приходу зимы. Дети щурятся, улыбаются первому снегу.
Всё кругом приобретает новый вид: земля, избы, деревья постепенно укрываются пушистым белым пологом. Нет ещё ни одной натоптанной дорожки, ни одного следа. Снег чистый, нетронутый.
Учитель. Так какого же цвета снег? (Белый, чистый) Посмотрите, невдалеке серым пятном темнеет на нём ворона. Она словно клякса на чистой странице тетрадки. И поставил художник эту «кляксу» нарочно. От тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белее.
Красоту первого снега мы увидели на картине благодаря кисти художника.
Но радость первого снега можно передать и с помощью поэзии, и с помощью музыки. Кто знает такие стихотворения?
(Чтение стихотворений детьми).
Мама! Глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней - Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
у''» ОХ О и и
Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Афанасий Фет Ещё вчера, на солнце млея,
Последний лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо - всё одето Каким-то тусклым серебром. 
Как будто в сизом клубе дыма Из царства злаков волей фей Перенеслись непостижимо Мы в царство горных хрусталей.
Афанасий Фет
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём.
На безлюдный простор побелевших полей Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей, Словно рад он чему - И на ветках берёз,
Как алмазы, горят Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, - Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам И ковры расстилай...
Иван Никитин Учитель. Такие же восторженные чувства передал и П.И. Чайковский в своей пьесе «Январь».
(Прослушивание музыки, обсуждение). Какие чувства вызвала музыка? Какие картины представили?
Учитель.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Эти поэтические слова С. Есенина перекликаются с белыми, искрящимися тонами картины Шишкина «Зима».
(Рассматривание и обсуждение картины). Белый снег на солнышке переливается всеми цветами радуги, а в тени он голубоватый. (Чтение учащимися стихотворения). Чародейкою Зимою Околодован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,

И. Грабарь «Февральская лазурь»

Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Фёдор Тютчев Учитель. Спокойствие зимней природы, описанное в стихотворении Тютчева, передаёт прекрасными звуками П.И. Чайковский в цикле пьес «Времена года» (зимние месяцы).
(Сопоставление картины Грабаря «Февральская лазурь» и стихотворения Евдокии Лось «Синие дни»).
Синие дни За окном Синица: «Цвинь!
День-синь,
День-синь!» 
Кругом И вправду Синий день.
Синеет
От деревьев день.
И синий воздух,
И снега,
И речки Синяя дуга.
И даже солнце в небесах Плывёт
На синих парусах!
Евдокия Лось
Учитель. Но не всегда снег такой белоснежный или искрится, сияет синевой. Неизбежно наступает весна.
Послушайте пьесу П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Март».
(Звучит музыка).
О чём вам рассказала музыка марта? (От-веты детей).
Это произведение имеет ещё одно название - «Песня жаворонка».
Жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке.
Но это только часть произведения. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в


музыке какая-то холодноватая звонкость.
Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце.
У художника Левитана есть картина, которая тоже называется «Март».
(Рассматривание и обсуждение картины).
Присмотритесь:
1. Какой снег: такой же белый и чистый, каким мы его видели на предыдущих картинах?
2. Какими красками он изображён?
3. Есть ли солнце на картине?
4. Какие чувства она у вас вызывает?
(Ответы детей).
Картина Левитана полна радостного возбуждения, которое передаёт нам и стихотворение И. Калашникова. Весёлый март,
Крича грачами В бездоньи синькових небес,
Звуча горячими лучами,
Ворвался
В спящий зимний лес.
И снег обмяк И заслезился.
И не по-зимнему он бел,
Капелью звонкой С крыш полился,
Задумчиво поголубел...
Это настроение поддерживает С.Я. Маршак. Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
А стихотворение А. Толстого как бы озвучивает картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
(Прослушивание стихотворения, рассматривание и обсуждение картины).
Вот уж снег последний тает,
Тёплый пар восходит от земли,
А 
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
Алексей Толстой
А. Саврасов нарисовал рождение весны, её борьбу с зимой. Тёплые тона солнечного света сочетаются с холодными тонами неба, воды, снега. Выразительно изображён осевший под тёплым весенним солнцем снег.
Скромен пейзаж на картине, но сколько в нём любви к родной природе.
Учитель. Конечно же, все картины, которые мы сегодня посмотрели, стихотворения и музыку, которые прослушали, могли написать только люди, которые глубоко, поэтично любят родную природу.
Сегодня мы с вами увидели, как меняется цвет снега в течение зимы, но он также меняет свою окраску в течение дня.
А как это происходит, нам покажут наши художники, иллюстрируя рассказ Василия Сухомлинского «Как изменяется цвет снега».
(Во время чтения рассказа дети показывают свои рисунки, иллюстрации).
Солнце подымается всё выше и выше, небо становится синим, а снег - слепяще-белым. Посмотришь на степь
- и видишь на белом ковре маленькую птичку. А вон зайчик побежал полем. Солнышко спустилось к западу. Снег становится синеватым, как будто небо отражается в блестящем зеркале. А в тени - он аж фиолетовый.
Вот и зашло солнце. Загорелось небо на западе - завтра будет ветер. Отблеск вечерней зари лёг на снежные сугробы. Как будто их солнце облило багряной краской.
Погаснет заря - и багряный отблеск на снегу потухнет. Сияют звёзды. Снег сереет. Птичка прячется в гнезде. Зайчик сидит под кустом.
Вот и закончился короткий зимний день.
Учитель. Сегодня мы увидели снег разного цвета и узнали, что цветом снега художники могут рассказать о большом и важном: о природе, о чувствах человека, о родном крае. Но это можно сделать не только кистью, а избранным словом, прекрасным звуком.
Немеркнущий язык красок, звуков, создающий образ родной природы, заставляет иначе взглянуть и на окружающий мир. И каждый человек может в простом и обычном найти красоту.
А зачем нужна красота людям?
(Ответы детей).
Учитель. Тому, кто полюбил прекрасное, стыдно поступать некрасиво. Красота откроется ему ещё много раз и в искусстве, и в труде, и в лесу, и у речки, дома - где он раньше её не замечал.
И мир вокруг станет богаче и радостнее, а сам человек счастливей и добрей.

Немає коментарів:

Дописати коментар