пʼятниця, 8 березня 2013 р.

Урок природоведения. Как помочь птицам зимой


Урок природоведения. Как помочь птицам зимой

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
Сергей Есенин

Цель. Дать представление о жизни птиц зимой, познакомить с кочующими и зимуючими птицами, познакомить с мероприятиями по охране птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование. Иллюстрации с изображением зимующих птиц, слайды «Виды кормушек», пластинка «Голоса птиц».
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Воспроизведение знаний по предмету.
1. Отгадайте, что за птицы, и как их можно назвать одним словом.
Я по дереву стучу,
Червячков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой! (Дятел)
Чьи малыши в лесной глуши
В холод лютый раздеты, разуты? (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей)
2. Почему их называют кочующими?
Как вы думаете, почему одни птицы улетают осенью, а другие остаются зимовать?
III. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока.
1. Беседа учителя.
Зима на улице. Вся живая природа підготовилась к встрече с ней.
– Что же мы отнесём к живой природе?
– Как звери готовились к зиме?
– Каких зимующих птиц можно увидеть в наших краях? Объясните почему. Давайте на минуточку представим, что мы понимаем язык зверей и птиц.
2. Сценка Цапли и Скворца.
Цапля. Здравствуй, Скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серый болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
– Почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
– На какие же группы по образу жизни делятся птицы?
Птицы
Перелётные Зимующие
3. Доклады учащихся о перелётных птицах.
Что вы знаете о перелётных птицах?
а) Многие птицы улетают от нас на зиму в тёплые края. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканських степях. А в далёком Египте, на большой реке Нил кормятся наши утки и гуси. Скворцы путешествуют во Францию, Италию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Такие птицы, живущие постоянно на одном месте, называют оседлыми. Оседлыми можно назвать воробья, сороку, ворону. К кочующим относятся чайки, клесты, глухари, рябчики, тетерева. Клесты питаются семенами еловых и сосновых шишек. Если корм в одной части леса закончился, они перекочёвывают в то место, где он есть.
б) Многие птицы проводят часть года в одном месте, а затем совершают перелёт на тысячи километров в поисках лучших русловий питания и размножения.
в) Ласточки зимуют на юге Африки. В марте они улетают на север Европы для выведения потомства. Перелёт занимает около двух месяцев.
г) Каждой весной удоды улетают из Африки в Европу, а осенью проделывают путешествие в обратном направлении. Эти птицы выкапывают насекомых из земли при помощи своих длинных клювов.
4. Работа с учебником.
Прочитайте текст и выделите карандашом два правила.
Зима – суровое время года. Снегом покрывается земля, и корм для многих птиц остаётся под снегом. Поэтому им приходится кочевать с одного места на другое. Птицы, перелетающие с одного места на другое, называются кочующими.
IV. Развитие умений и навыков по теме. А как бы вы теперь поделили птиц по образу жизни? Составьте в тетради схему группировки птиц по образу жизни. Птицы Перелётные Зимующие Оседлые Кочующие Каких птиц мы называем оседлыми, а каких кочующими? Не страшна птицам зима, если есть корм. Сыта птаха, и ей тепло под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетают мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел стучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, мороза.
Из десяти синиц выживают две.
– Как мы должны им помочь?
1) Рассмотрите образцы семян, лежащих на партах в конвертах (у каждой пары – разные семена).
2) Давайте составим общую таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.
Корм для птиц
Семена подсолнечника (все птицы) арбуза (синицы, поползни) овса (овсянки, синицы) пшена, проса (овсянки, воробьи, синицы) тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи) кедровых орешков (поползни, дятлы) рябины, калины (свиристели, снегири) Сало, мясо (синицы)
3) Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами.
Инсценировка
Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела! Что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасне столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, капризничают!
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом занесло. До вечера коноплюраскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали!
Синица. Сало салу – рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное. От солёного у птиц животы болят.
Клёст. Остался голодный. Обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушки без бортов!
Снегирь. А где семена сорняков? Где калина, рябина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Видите, ребята, мало сделать кормушку, надо подумать, хороша ли она, и смогут ли птицы есть ваш корм.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки воробьёв!
4) Работа с учебником. Чтение статьи Л. Полуянова
«Синичьи кладовки».
– Как мы можем помочь птицам зимой?
5) Группировка птиц по образу жизни.
– Разделите птиц на две группы: клёст, ласточка, синица, скворец, воробей, аист, сорока, дятел.
6) Прослушивание голосов птиц (грамзапись). Узнайте по голосу зимующих птиц.
V. Подведение итогов урока.
– Что вас встревожило на уроке и что затонуло вашу душу?
VI. Домашнее задание.
1. Сделать с помощью взрослых кормушку для птиц.
2. Задание по группам:
1-я группа: подготовить дополнительный материал о гнёздах синицы;
2-я группа: подготовить дополнительный материал о гнёздах сороки;
3-я группа: подготовить дополнительный материал о гнёздах поползня;
4-я группа: подготовить дополнительныйматериал о гнёздах аиста;
5-я группа: подготовить дополнительный материал о гнёздах печника.

Немає коментарів:

Дописати коментар