четвер, 24 січня 2013 р.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет…


Мы чтить тебя привыкли с детских лет…

Тема. Спряжение глаголов.
Цель. Обобщить знания учащихся о глаголе как самостоятельной части речи; учить определять спряжение глаголов; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний.
– Какая часть речи называется глаголом?
– Как изменяются глаголы?
Разгадывание кроссворда.
– Относишься с уважением к людям. (Уважаешь)
– Обратишься к кому-либо с вопросом. (Спросишь)
– Подвергаешься опасности, риску. (Рискуешь)
– Мужественно переносишь боль. (Терпишь)
– Не забываешь о дорогих тебе людях. (Помнишь)
Рассказ о Пушкине и его творчестве.
– Выражаешь своё мнение, доказываешь, несмотря на правоту. (Споришь)
Минутка чистописания.
– Урок пройдет в форме путешествия по сказкам Пушкина. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
Работа над предложением.
Царь с царицею простился,...
(Характеристика предложения устно).
ІІІ. Систематизация знаний учащихся.
1. Выборочный диктант.
– Мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. (Толкование по словарю С.И. Ожегова).
Лукоморье – морской залив.
– Где встречается это название у Пушкина?
( В поэме «Руслан и Людмила».)
– Сейчас прозвучит известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Выпишите все глаголы для обозначения действия сказочных героев.
Ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит.
2. Упражнение в определении времени, лица и числа глаголов.
Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно.
Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
– Назовите орфограммы, определите время, лицо и число глаголов.
3. Упражнение в спряжении глаголов.
Я плыву служу
4. Творческая работа.
Найти в тексте глаголы, записать, поставив их в неопределённую форму.
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело...
Быть, наносить...
IV. Работа над новой темой.
1. Грамматическая сказка.
В царстве Грамматика жил–был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение.
– Пришло время вам заменить меня.
Думали они и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными.
2. Упражнение в спряжении глаголов.
V. Физкультминутка для глаз.
VI. Закрепление знаний учащихся.
– На острове есть и другие чудеса. (Звучит отрывок из произведения Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда»).
– Какого героя из сказки Пушкина вы представили?
Белка там живет ручная.
Да затейница какая!
– Как объяснить слово «затейница»?
(Толкование слова).
– Подберите к нему однокоренные слова, разберите по составу.
2. Работа по карточкам.
– Злой волшебник рассыпал строчки
Пушкина.
(Дети работают с карточками по рядам).
Карточка.
блистают латы, У ворот идут в палаты;
И стоят Все тепер в глазах царя Тридцать три богатыря.
Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.
3. Музыкальная разминка.
Песенка белочки «Во саду ли, в огороде».
VII. «Что за прелесть эти сказки…»
1. Рассказ о пребывании А.С. Пушкина в Болдино.
2. Поэтическая минутка.
Дети рассказывают выученные наизусть произведения А.С. Пушкина.
VIII. Итог урока.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
– Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С. Пушкина!

Немає коментарів:

Дописати коментар